Единая Концепция духовно-нравственного воспитания и развития
13.09.2024
В рамках реализации Единой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения в МБОУ «СОШ № 31» г. Грозного педагогом-организатором по ДНВ Шамаевым И.У была проведена беседа по теме: «Отношение к учителю в Исламе».
Ученику следует подчиняться учителю, подобно тому как больной подчиняется врачу, проявлять смирение по отношению к нему и, по возможности, стараться быть полезным ему, быть услужливым. Если же ученик проявляет высокомерие, это свидетельствует о его невежестве.
Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Не из моей общины тот, кто не уважает старшего, не милосерден к младшему и не отдает должное тем, кто обладает знаниями». Также он сказал: «Изучайте науку, приобретайте знания и уясните, что для знания и для науки нужно терпение с теми, у кого вы приобретаете знания».
В хадисе также сказано, что один час, потраченный на приобретение полезных знаний, дороже и ценнее, чем поклонение (ибада) в течение семидесяти лет.
Сообщается, что Али (да будет доволен им Аллах) сказал относительно правил поведения ученика следующее: «Поистине, знающий (учитель) имеет право на то, чтобы сначала ты поприветствовал всех присутствующих, а потом обратился с приветствием к нему лично и сел перед ним. Не делай руками знаков в его присутствии, и не подмигивай, и не задавай ему много вопросов, и не пытайся помогать ему давать ответы, и не настаивай, если им овладевает лень, и не обращайся к нему снова, если в силу каких-либо причин он будет противиться этому, и не хватай его за одежду, если он встанет.
Никогда не выдавай его тайны, и не порочь никого в его присутствии, и не выискивай его ошибки, а если он ошибётся, то принимай его оправдания и ни в коем случае не говори ему: «Я слышал, как такой-то говорит то-то», и не говори: «Такой-то утверждает совсем не то, что говорите вы». Он имеет право на то, чтобы ты не характеризовал никого из знающих (учёных, учителей) в его присутствии, и не покидал его сам по причине долгого общения, и не считал для себя унизительным служить ему, а если ему что-то понадобится, тебе следует сделать это для него прежде, чем это сделают другие. И следует помнить, что знающий подобен пальме, а ты должен дожидаться, пока не достанется тебе что-нибудь упавшее с неё».
В этом прекрасном изречении халифа Али (да будет доволен им Аллах) перечислены все адабы, которые ученик должен соблюдать по отношению к своему учителю, ведь именно благодаря уважению к своему наставнику ученик сможет достичь знаний и мудрости.
Ученик обязан знать свои обязанности по отношению к учителю и не забывать свой долг перед ним. Он должен делать дуа учителю в продолжении его жизни, заботиться о его семье и детях, уважать их. После смерти учителя ученику нужно читать Коран, поминая и радуя душу учителя, посещать его могилу, просить у Аллаха прощения для него, давать милостыню за него. Ученик должен подражать ему и в религии, и в знаниях, заимствовать его хорошие качества и привычки, считать его примером для подражания.
Ученик не должен обращаться к учителю на «ты», следует обращаться к нему со словами «уважаемый учитель». И даже в его отсутствие следует упоминать его словами уважения, как, например: «Уважаемый учитель сказал…»
Ученик обязан оказывать учителю уважение, почести, быть послушным ему, видеть в нём совершенство во всём. Этим он приобретает больше всего пользы от него.
Имам аш-Шафии пишет: «Я пролистывал книгу перед имамом Маликом так тихо и нежно, чтобы он не услышал её шелеста».
Ученик должен уважать своеобразие характера, нрава учителя, его строгость, суровость. Предки говорили: «Кто не терпит трудности при учёбе, остаётся всю жизнь слепым в темноте, невежественным. А кто терпит трудности, получит знания в этом и в том мире».
Ученик должен войти в класс, в дом или специальное помещение, только спросив при этом разрешения учителя, будь учитель один или в обществе других. Если учитель не разрешил, следует уйти. Придя к учителю, надо три раза тихо постучать пальцами или позвонить.